Профориентационная работа

В рамках профориентационного форума «Сделай свой выбор!Про профессии.Про выбор.Про диалог» учащиеся 9 «В» и 10 «Б» классов посетили мероприятия профориентационной направленности «ПрофПробы» в ПОО ЧУ «Институт транспорта и сервиса» и Сочинский филиал ВГУЮ (РПА МИНЮСТА России). Ребята примерили на себя профессии юриста и геодезиста. Получили первый опыт в проектировании дорог и в работе юриста.

Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?

Курс «Россия – мои горизонты» запустило Минпросвещения России в сентябре 2023 года во всех школах страны. 7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки.

Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.

Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:

Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.

Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова выделила несколько положительных моментов внедрения курса:

Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».

Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва: 

Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.

Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края:

С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.

 

Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников:  

С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.

 

Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами:

Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.

 

Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий:

Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.

 

Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:

 

Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:

На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.

Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного: 

Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.

Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая Русса:

В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.

Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:

Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.

Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска:

«Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.

 
В рамках городского профориентационного форума «Сделай свой выбор!» студенты педагогических специальностей провели свои первые уроки в школах города.
Участие в проекте принимают будущие учителя начальных классов, математики, обществознания, английского языка, истории, биологии, географии, литературы. В лицее  59 свою первую настоящую практику по преподаванию уроков физической культуры прошли студенты из Российского университета дружбы народов.
01.12.2023г. на Социально-педагогическом факультете СГУ были проведены Профессиональные пробы — новый формат мероприятия для сочинских школьников в рамках городского профориентационного форума «Сделай свой выбор!». 
В первый день зимы Сочинский государственный университет посетила делегация из МОБУ Лицей № 59 — учащиеся 10 А класса, во главе с педагогом, Инной Клавдиевной Невоструевой. Школьники были приглашены к участию в «ПрофПробах» в формате деловой игры «Рекламное агентство». Ведущим игры выступил магистрант СПФ Сельвян Эрик, а модератором — доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Круглова М.С. Участники разделились на 4 команды и в течение часа вместе разработали проекты собственных агентств: сочинили название, слоган, описание ниши и предложили сценарии рекламных сообщений для разных медиаканалов (ТВ, радио, печать, Интернет, социальные сети). Ребята активно генерировали новые идеи, успешно работали в команде и задавали интересующие вопросы. В конце игры представители СПФ поблагодарили гостей за творческий подход и внимательность к заданиям игры. Фотоотчет подготовлен студенткой магистратуры, группы 23-МРиСО Копыловой Софьей.
 
 
В рамках профориентационного мероприятия «Билет в будущее» обучающиеся 7 А и 7В классов посетили Сочинский торгово-технологический колледж. Ребятам рассказали о специальностях, времени обучения и необходимых условиях для поступления. Ведущими педагогами и студентами был проведён мастер класс по изготовлению венских вафель.

23 марта учащиеся 8 класса «Г»  приняли участие в профориентационном мероприятии «Проф пробы». А именно в мастер-классе на тему «Заповедные профессии» на базе «Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х.Г. Шапошникова».

15 ноября 2021 года старшеклассники Лицея приняли участии в профориентационном форуме«Сделай свой выбор» ПрофID». На базе Сочинского института РУДН преподаватели провели профессиональные пробы по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Волонтёры института провели экскурсию по территории учебного заведения.

Обучающиеся 10-х классов и педагоги  Лицея приняли 
участие в мероприятиях Недели РУДН: в интеллектуальном тренинге «Как создать эффективный бизнес» и «Нетворкинг -сессии» и познакомились с новыми правилами и порядком приёма в 2021 году.
 

26 марта в МБУ ЦДОД «Ориентир» ребята 4-5-х классов Лицея приняли участие в информационно-творческой игре «Город мастеров». Мероприятие было направлено на формирование интереса подрастающего поколения к своему профессиональному будущему, развитию детского творчества. Ребята посетили 6 «станций»: «Ани-студия» «Юный стилист» «Проба пера» «Кулинарный клуб» «Весёлая информатика» «Студия дизайна», где познакомились с секретами производства мультфильмов, парикмахерским и дизайнерским искусством, работой журналистов, кулинарными секретами, современными компьютерными технологиями.

Сайт «ПРОЕКТОРИЯ»

https://proektoria.online/